Как выбрать себе номер?
В МВД при помощи экспертного сообщества подготовили новую редакцию проекта закона «О государственной регистрации транспортных средств», который должен поступить в Госдуму и, как ожидается, принят во втором чтении. Об этом сообщает «Коммерсант».
Напомним, что этот законопроект, предусматривающий возможность для автомобилистов самостоятельно выбирать буквенно-цифровое обозначение для регистрационного знака был внесен в Госдуму бывшим главой ГИБДД Владимиром Федоровым еще в 2011 году. Однако его продвижение по законотворческим лабиринтам из-за расхождения взглядов на пути реализации инициативы, было очень медленным. В первом чтении документ был принят депутатами в 2013 году, а до второго, уже с внесенными в него поправками, законопроект дошел только в 2016 году.
Главное нововведение доработанной редакции проекта закона — возможность получить госномера на новый автомобиль прямо в автосалоне. Сейчас у покупателя есть выбор — либо самому направиться в ГИБДД на новой машине, либо оформить доверенность на сотрудников салона для представления интересов владельца в подразделении, что требует дополнительных денежных затрат. Теперь же предлагается иная схема:
сотрудники автосалона дистанционно передают ГИБДД данные, Госавтоинспекция в электронном виде проводит регистрацию, после чего менеджеру остается лишь забрать СТС из подразделения, напечатать номера (соответствующее оборудование должно быть у дилера) и отдать владельцу.
Юрлица, предоставляющие такую услугу, должны будут зарегистрироваться в специальном реестре МВД. Услуга по регистрации машины будет платной, но предельные тарифы установит ФАС.
Другое нововведение касается номеров. Впервые на законодательном уровне вводится два термина: «государственный регистрационный знак» (собственно металлическая пластина) и «государственный регистрационный номер» (набор цифр и букв, присваиваемых автомобилю).
У граждан будет право выбора номера, написано в законопроекте, но не конкретизируется, каким образом,— порядок определит правительство России. Сейчас стоимость регистрации, напомним, составляет 2,8 тыс. руб., из них 2 тыс.— оплата номеров, 500 руб.— СТС и 350 руб.— внесение изменения в ПТС.
Еще одно новшество предполагает упрощение оборота автомобилей, у которых сгнил или покрылся ржавчиной идентификационный номер (на кузове или на раме). Сейчас каждый раз при регистрации проблемной машины ее владелец обязан проходить экспертизу у эксперта-криминалиста, что вызывает определенные неудобства и занимает много времени. В документе предполагается, что машина с нечитаемым номером проходит экспертизу лишь один раз, после чего на нее наносится дополнительная маркировка с идентификационным номером, что автоматически освобождает всех последующих собственников от проблем.
Также, согласно законопроекту, вводится государственный контроль в отношении фирм, которые изготавливают номера. Сейчас они получают специальное разрешение в МВД, поскольку занимаются изготовлением спецпродукции с уровнями защиты. Теперь компаниям предписано выполнять ряд дополнительных требований (иметь спецоборудование, условия для хранения номеров, систему учета продукции и т. д.), после чего их включат в специальный реестр. Скорее всего, будет введено тарифное регулирование деятельности таких фирм. Сейчас изготовить дубликат номеров стоит 1–1,5 тыс. руб.
Как заявил в беседе с «Газетой.Ru» глава Российской ассоциации дилеров (РОАД) Олег Мосеев, названные идеи, в частности, возможность получения госномеров прямо в автоцентре, рассматриваются уже довольно долго. Поэтому дилеры не могут быть до конца уверены, что это, наконец произойдет уже сейчас, однако такое нововведение, безусловно, упросило бы жизнь как автомобилистам, так и дилерам.
«Когда человек покупает новый автомобиль, то, конечно, ему хочется сразу на нем уехать, — сказал Мосеев «Газете.Ru». – Сейчас действительно многие покупатели выдают доверенности на имя сотрудников автоцентра и платят за то, чтобы они зарегистрировали этот автомобиль в ГИБДД. Если нововведение заработает, то это снизит расходы для тех, кто не хочет тратить время на регистрацию в ГИБДД. С точки зрения автомобилей с пробегом такая возможность еще более интересная – ведь многие далеко не всегда проходят перерегистрацию, ездят на госномерах, записанных на прошлых владельцев, нарушают ПДД, а потом с такими случаями приходится разбираться. Регистрация у дилера избавит от таких проблем. При этом плата за госномер будет фиксированной и задирать цены никто не станет, ведь процесс регистрации в ГИБДД никто параллельно отменять не будет».
Напомним, что в июле этого года недавно назначенный на должность главы ГИБДД Михаил Черников заявил, что одной из инициатив, которые планирует реализовать ведомство, является внедрение аукционов на «красивые» номера. По словам чиновника, это поможет заметно снизить уровень коррупции в Госавтоинспекции.
В то же время информированный источник в правительстве ранее рассказывал «Газете.Ru», что в настоящее время в МВД всячески пытаются ускорить принятие законопроекта «О государственной регистрации транспортных средств в РФ».
По его словам, депутаты могут одобрить его уже в период осенней сессии. В то же время сам автор законопроекта Владимир Федоров ранее в беседе с «Газетой.Ru» заявлял, что не видит препятствий к его принятию.
«Юридически никто против этого не возражал, но, к сожалению, его почему-то и не выпускали. Почему — я не знаю, не вижу, честно говоря, загвоздок. Противников я не знаю, вроде все «за», — сказал он, добавив, что тема «красивых» номеров с момента разработки проекта не утратила актуальности.
Напомним, после назначения на должность нового главы ГИБДД Михаила Черникова был реализован ряд значимых автомобильных инициатив. Так, например, в ПДД были внесены изменения, запрещающие оставлять детей в автомобиле одних – во время остановки с ними в салоне обязательно должен оставаться кто-то из совершеннолетних. Кроме того, изменились и нормы, регулирующие использование детских удерживающих устройств. Теперь детей до семи лет можно перевозить только в специальных автокреслах. Дети же в возрасте от семи до 11 лет могут ездить на заднем сиденье автомобиля без автокресел, но должны быть обязательно пристегнуты стандартными ремнями безопасности.
Другие изменения коснулись процедуры регистрации автомобилей. Одним из главных нововведений стало упрощение процесса регистрации автомобилей с номерами, измененными в результате износа, коррозии или ремонта. До недавнего времени поставить на учет автомобиль с заржавевшим номером было достаточно трудно. Согласно новым правилам, регистрация таких транспортных средств разрешается, если измененные номера можно распознать. Также стоит отметить, что из списка документов для регистрации исключили полис ОСАГО в бумажном виде – сведения о нем гаишники теперь будут получать через специальную электронную систему.